История создания Спасской церкви | | Печать | |
07.03.2012 22:33 |
![]() Спасская церковь, с. Городей Нижегородской губернии. Фото XIX века. В конце XVII века Городец становится центром старообрядчества. Практически открыто всей духовной жизнью Городца и округи в конце XVIII века управлял беглый поп Городецкой же Пятницкой церкви Алексей Иванов, которого почитали авторитетом не только старообрядцы, но и православные. Неоднократно зачитанный на торгу указ нижегородской консистории, чтоб местные жители «не почитали» А. Иванова за священника», не дал результатов.
В этих условиях губернские власти были вынуждены проявлять особую заботу о «благолепии» городецких православных храмов, чтоб этим привлечь прихожан. Еще в XVI веке на северо-западных подступах к Городцу существовала так называемая Ионина пустыня. В 1691 году по указу патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на ее территории церковь Спаса. Сразу же к ней было приписано 40 крестьянских дворов из владений Тихона Никитича Стрешнева, а в 1705 году вдова Анна Никифоровна Лобанова-Ростовская приписала еще 67 крестьянских дворов. Но прослужила она недолго. Уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить перестроить церковь в камне, так как «та церковь Божия деревянная стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно». Подобное разрешение было дано 19 мая 1718 года митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном. Строительство новой каменной церкви велось на средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афонасьев сын Воинов. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. В доношении Балахнинского духовного управления в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору храм описан так: «новопоставленная каменная церковь имеется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочия каменные церкви, и ко освящению тоя церкви иконы все изготовлены». Интересно обратить внимание на то, что особое внимание уделено указанию, что храм не шатровый. Это объясняется тем, что еще в середине XVII века по инициативе патриарха Никона было запрещено возводить над объемом храма шатер, ибо он не отвечал «церковному чину»; соответственно предписывалось сооружать «освященное пятиглавие» и тройной алтарь с полукруглыми апсидами. Однако полюбившаяся народу форма шатра продолжала использоваться мастерами каменных дел для завершения колоколен. Это был традиционный по композиционному решению храм с трапезной и шатровой колокольней над западным входом. Над четвериком бесстолпного модельного зала возвышался восьмерик с ребристым куполом, завершенным небольшой главкой. Указ Святейшего Синода об освящении «освящении церкви Нерукотворного образа Спасова был дан 4 января 1746 года. Храм занимал сравнительно ровную террасу в полугоре и господствовал над окружающей деревянной застройкой, поэтому его доминирующее значение в этой части города как бы фиксировало факт развития его в западную сторону. Тем самым к середине XVIII века была закончена «панорамная» композиция Городца, в которой по сторонам доминировали стройные шатры колоколен Спасской и Пятницкой церквей. Купола глав Троицкого и Никольского храмов с отдельно стоящей колокольней над кручей обрыва отмечали центр Городца и раскинувшегося под ним торга с шатровой Петровской часовней. Об этом сразу же известили графиню Панину, которая обвинила в несчастии клир Спасской церкви, имевший возле храма для постоя приезжих торгующих крестьян постоялые дворы, возведенные «тесно один к другому и безобразно: с бесприрывными кривизнами и неправильностями, словом кто и как хочет, вопреки узаконненых правил, без проулков» и требовала от губернского правления направить в Городец для расследования причин пожара особого чиновника. Собственно, вопрос упирался в создание для Городца первого регулярного плана с широкими улицами и разбивающими на кварталы проулками, которые могли бы препятствовать распространению огня. Но предписания не исполнялись, и город вновь и вновь страдал от пожаров. И заново отстраивался. Н.Ф.Филатов "Городец на Волге" 2005 г. |
Обновлено 27.08.2012 00:13 |